Образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера

prestuplenie-i-nakazanie-lebezjatnikov
Господин Лебезятников является одним из второстепенных персонажей романа "Преступление и наказание" Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по "Преступлению и наказанию"


Образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера


Андрей Семенович Лебезятников - молодой человек, друг и подопечный господина Лужина:
"...в квартире одного моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова..." 
"Я был когда-то опекуном его…"  (Лужин о себе)
Господин Лебезятников служит чиновником в министерстве:
"...Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве..."
О внешности Лебезятникова известно следующее:
"...Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза." 
"...проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками..."
"...Вам померещилось… на подслепые глаза..."
"Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату."
Лебезятников - довольно мягкий, но самоуверенный и заносчивый человек:
"Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно."
Лебезятников - очень милый молодой человек, по мнению Лужина:
"...очень милый молодой человек… и следящий…"
Лебезятников - очень добренький молодой человек:
"...Лебезятников, несмотря даже на то, что был очень добренький, тоже начинал отчасти не терпеть своего сожителя и бывшего опекуна Петра Петровича....№
"...добренький Андрей Семенович, опять почувствовав усиленное расположение к Петру Петровичу..." 
Господин Лебезятников - образованный, просвещенный человек, по его собственному мнению. При этом он не владеет никаким иностранным языком:
"...я, такой просвещенный человек..."

"...не зная, впрочем, никакого другого языка..."
Андрей Семенович Лебезятников - простоватый человек:
"Как ни был простоват Андрей Семенович...." 
Господин Лебезятников - пошленький, глуповатый человек:
"Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат."
"...Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса..."
Лебезятников - небогатый человек, в которого почти никогда не бывает денег:
"Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег..."
Господин Лебезятников - ничтожный человек:
"...напомнив ему его ничтожество..."
Лебезятников - подлый льстец и скверный мерзавец, по мнению Катерины Ивановны:
"...я не принадлежу к вашим подлым льстецам, как господин Лебезятников, который смеется теперь за дверью..." 
"...этот скверный мерзавец Лебезятников..." 
Лебезятников не умеет хорошо объясняться по-русски и при этом не знает других языков. Из-за этого ему трудно выступать перед публикой:
"Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка), так что он весь, как-то разом, истощился, даже как будто похудел после своего адвокатского подвига."


Господин Лебезятников является сторонником "прогресса" и следит за "новыми мыслями". Он стал "прогрессистом" и "обличителем", потому что это модно среди молодежи:
"...слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках..."  
"... Вот эти‑то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки... существуют, особенно в Петербурге, какие‑то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч..."
"...господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями..."
"Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат."
"... «гуманный» Андрей Семенович...у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного..." 
Лебезятников считает себя пропагандистом прогрессивных идей. Однако на деле у него плохо получается пропагандировать и "закидывать идеи". Он не способен быть обличителем и оратором:
"...Совсем не наплевать, а протестовать. Я с полезною целью. Я могу косвенно способствовать развитию и пропаганде. Всякий человек обязан развивать и пропагандировать и, может быть, чем резче, тем лучше. Я могу закинуть идею, зерно… Из этого зерна вырастет факт..." 
"...мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем!" 
Лебезятников любит говорить о создании в обществе особой "коммуны":
"...Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны»..."
Господин Лебезятников выступает за трезвый образ жизни. Это является частью его убеждений:
"...Я и водки совсем никогда не пью, потому что это не в моих убеждениях!..." 
Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно."
Лебезятников старается казаться "независимым" и "протестующим" человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга Лужина:
"...Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу..."
Господин Лебезятников придерживается вольнодумных и безбожных социальных идей, по мнению Лужина:
"...я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные социальные предложения, вот что-с!" 
Господин Лебезятников пропагандирует свои "модные идеи" среди соседей по дому, надеясь возбудить в них протест. Так например, он дает читать свои "прогрессивные" книги Соне Мармеладовой и другим соседям:
"...уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку...Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе."
"Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им "Общий вывод положительного метода" и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера)..." 
Глуповатый Лебезятников очень непоследователен в своих вглядах. Когда Соня Мармеладова начинает заниматься "непристойным ремеслом", Лебезятников, судя по всему, пристает к ней ("добивается от Сонечки"). Однако девушка отказывает ему.

Тогда Лебезятников "входит в амбицию" и требует выселить Соню из дома за "непристойное поведение". Под давлением хозяйки квартиры и Лебезятникова Соня переселяется в другое место:
"...да и господин Лебезятников... гм... Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: "Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?"  
"И совсем я не подбивался к Софье Семеновне! Я просто-запросто развивал ее, совершенно бескорыстно, стараясь возбудить в ней протест… Мне только протест и был нужен..."
Теперь, когда Соня живет в другом месте, Лебезятников продолжает с ней общаться и даже заявляет, что уважает ее за неприличное ремесло:
"Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!"
"...но теперь, теперь по крайней мере, уж конечно, никто и никогда не обращался с ней более вежливо и учтиво, чем я, более с уважением к ее достоинству… я жду и надеюсь — и только!"  
Лебезятников считает, что любая работа, как например, чистка помойных ям, более полезна, чем деятельность Пушкина или Рафаэля:
"Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!" 
"...Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — всё это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Всё, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте как вам угодно, а это так!" 
Лебезятников выступает против законного брака, который, по его мнению, лишает человека свободы. Он также выступает за свободные отношения в браке, когда у супругов есть увлечения на стороне:
"...к чему вам непременно этот брак, этот законный брак...? К чему вам непременно эта законность в браке?...я рад, рад, что он не удался, что вы свободны, что вы не совсем еще погибли для человечества, рад… " (Лебезятников о браке Лужина)

"...Какие рога? Зачем рога? Какой вздор! Напротив, в гражданском-то браке их и не будет! Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны…Вы смеетесь? Это потому, что вы не в силах оторваться от предрассудков!"
"...я иногда мечтаю, что если бы меня выдали замуж, тьфу! если б я женился (по гражданскому ли, по законному ли, всё равно), я бы, кажется, сам привел к жене любовника, если б она долго его не заводила..."
Господин Лебезятников считает, что частная благотворительность не способна помочь обществу. Другими словами, он против того, чтобы богатые люди напрямую помогали нищим деньгами:
"...зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?" 
За месяц до событий, описанных в романе, между Лебезятниковым и Катериной Ивановной произошел конфликт. Не стерпев грубости, Катерина Ивановна кинулась на Лебезятников, а тот якобы в целях защиты отпихнул ее. По словам же господина Мармеладова, Лебезятников все-таки избил Катерину Ивановну:
"...месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников..."  
"...господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла..." 
Сам Лебезятников оправдывает свою драку с Катериной Ивановной своими "прогрессивным взглядами". Он утверждает, что мужчина и женщина должны быть равны в драке. При этом он не очень тверд в своей позиции, поэтому постоянно трусит при упоминании об этой драке:
"...Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул."
"...я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство."
"...Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории..."
Кроме того, Лебезятников считает, что в будущем "идеальном обществе" вообще не должно быть драк:
"...потому что драки и быть не должно, и что случаи драки в будущем обществе немыслимы…и что странно, конечно, искать равенства в драке. Я не так глуп… хотя драка, впрочем, и есть… то есть после не будет, а теперь-то вот еще есть…" 
Лебезятников считает, что сострадание не должно иметь место в обществе. По его словам, сострадание якобы "воспрещено наукой":
"Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия."
Однако и здесь Лебезятников оказывается непоследователен. Он все же проявляет сострадание к Соне и заступается за нее, когда на девушку клевещет Лужин. Также Лебезятников сочувствует Соне, когда у девушки умирает мачеха Катерина Ивановна:
"То значит, что вы... клеветник, вот что значат мои слова! - горячо проговорил Лебезятников..." (Лебезятников - Лужину о Соне) 
"А, ты вот куда заехал! - крикнул Лебезятников. - Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!" (Лебезятников - Лужину) 
"...после своего адвокатского подвига." (Лебезятников выступает "адвокатом" Сони, когда на нее клевещет Лужин)
В целом идеи глупого Лебезятникова часто расходятся с его поступками. И конечно, такого человека нельзя воспринимать всерьез и считать цельной личностью. Именно поэтому Лужин не без основания называет Лебезятникова просто "дураком", которому стоит "вылечить ум":
"...теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза." 

Это был цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героя.



3 Комментарии

  1. Большое спасибо, очень выручаете)))
    Вы классные)))

    ОтветитьУдалить
  2. А почему не написали, что Лебезятников разоблачил Лужина, когда тот хотел подставить Сонечку?

    ОтветитьУдалить
  3. Дорогой друг, спасибо за ваш комментарий. Мы учли ваше замечание и добавили больше цитат и описания о том, что Лебезятников заступился за Соню и совершил свой "адвокатский подвиг".

    ОтветитьУдалить

☞ Дорогие читатели!

Спасибо, что оставляете комментарии! Ваше мнение очень важно для нас.
Мы обязательно опубликуем ваш комментарий после проверки (защита от нецензурной лексики).
Проверка занимает от 10 минут до нескольких часов⌛.