Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев




"Преступление и наказание": критика Г. З. Елисеева. Отзывы о романе

kritika-prestuplenie-i-nakazanie-eliseev-dostoevskij-otzyv
Роман Достоевского "Преступление и наказание" сразу после печати вызвал бурную реакцию со стороны критиков.

Среди противников романа "Преступление и наказания" был литературный критик Г. З. Елисеев.

Критика на "Преступление и наказание" от журналиста Елисеева появилась в начале 1866 года в журнале Современник - вскоре после выхода в свет первых глав романа "Преступление и наказание". 

Отзывы Елисеева отличаются остро негативным отношением как к самому Достоевскому, так и к его знаменитому роману "Преступление и наказание". 

Ядовитые и колкие замечания Елисеева стоит воспринимать, скорее, как мнение одного из современников Достоевского, так как анализ Елисеева трудно назвать глубоким.

"Преступление и наказание": критика Г. З. Елисеева


Отзыв Елисеева в журнале "Современник", 1866 год, No 2:

"... образованная публика, несмотря на его литературную несостоятельность [Достоевского], не утратила доселе вполне своих симпатий ..."




Отзыв Елисеева в журнале "Современник", 1866 год, No 3:


"... Я сказал о новом романе г. Достоевского, что подобное произведение можно было написать в ненормальном состоянии умственных способностей. Критик одной газеты расхвалили напротив это произведение до небес; такого, по его мнению, высоко-художественного произведения давно уже не бывало в русской литературе. Я говорю теперь, что "Натурщица" г. Ахшарумова нисколько не ниже, в напротив выше романа г. Достоевского <...>

... Из сказанного нами видно, как несовместно с понятием истинного искусства изображение явлений одиночных, исключительных, никому не известных, тем более измышление для поэтического изображения явлений вовсе не существующих, таких, например, как представляет собою студент Раскольников в новом романе г. Достоевского. Рецензент, расхваливающий этот роман, становится чисто на психологическую точку зрения. Он говорит, что интерес романа сосредоточен на изображении той борьбы, которая происходит в душе преступника перед совершением убийства. Это совершенно неправда <...>


... Это ясно показывает, что основу романа г. Достоевского составляет предположенное им или принятое за данный факт существующее в студенческой корпорации покушение на убийство с грабежом, существующее в качестве принципа. От этого только и частный факт убийства, в сущности обыкновенного, принимает интерес в глазах читателя и делается сюжетом, годным для романа <...>

... Наконец, даже чисто с художественной точки зрения сюжет нового романа г. Достоевского не может быть оправдан никакими целями. Слыхано ли в летописях искусства, чтобы когда-нибудь, какой-нибудь художник или поэт чистое, голое убийство su sich und fur sich - выбирал темою для своего изображения? <...>

... Что же сказать о художественном такте поэта, который процесс чистого, голого убийства с грабежом берет темою для своего произведения и самый акт убийства передает в подробнейшей картине со всеми малейшими обстоятельствами? В художественном отношении - повторяем - ладе в художественном отношении это чистая нелепость, для которой не может быть найдено никакого оправдания ни в летописях древнего, ни в летописях нового искусства.

К чести натуральной школы должно впрочем сказать, что г. Ф. Достоевский представлял собою в ней едва ли не единственный пример подобного свирепого баловства искусством. Прочие баловались искусством более кротким и приятным образом. И так как кротость вообще, как в жизни, так и в искусстве приятнее видеть, чем свирепость, то и мы поставили новое произведение г. Ахшарумова "Натурщица" гораздо выше романа г. Достоевского <...>

... Но ведь все это чепуха и галиматья? скажет читатель.
Конечно так, но чепуха и галиматья не кровожадная, как у г. Достоевского; а добродушная, безобидная, веселая, игривая..."


Это были отзывы на "Преступление и наказание" от критика Г. З. Елисеева, опубликованные вскоре после выхода романа в печать. 


Читайте также онлайн:
"Преступление и наказание": критика Н. Н. Страхова
"Преступление и наказание": критика Д. И. Писарева

Комментариев нет: