Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев




"Белые ночи" Достоевского: Критика и отзывы

belye-nochi-dostoevskij-kritika-otzyv
Повесть "Белые ночи" Ф. М. Достоевского вышла в печать в конце 1848 года, в №12 "Отечественных записок".

Положительные и отрицательные отзывы о повести "Белые ночи" появились в журналах уже в начале 1849 года.

Одни критики восхищались историей о Мечтателе и Настеньке. Другие - указывали на недостатки и недочеты повести.

В этой статье читайте онлайн отзывы и критику о "Белых ночах" Достоевского. Отзывы и мнения написаны известными литераторам и критикам XIX века.



Критика о "Белых ночах": отзывы литераторов 


Отзыв А. В. Дружинина.

Журнал "Современник", 1949 год, "Письмо иногороднего подписчика о русской журналистике":

"... повесть г. Достоевскаго, награжденная немного странным и хитросплетенным заглавием: "Белыя Ночи -- из воспоминаний мечтателя.

Основная идея "Белых Ночей" и замечательна и верна. В малых и больших городах встречается целая порода молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей. Им немного надобно: несколько светлых женских взглядов, несколько денег в кармане, два или три друга, с которыми бы могли они "совершать душевныя излияния", то есть болтать между собою чепуху, от которой у посторонняго слушателя приключится зевота. И что же? у этих людей нет ни денег, ни друга, ни любимой женщины; они одиноки посреди многолюдства; свет их не знаетъ, и они не знают света. От гордости, от скуки, от одиночества, от неодолимой потребности привязаться к чему-нибудь, они делаются мечтателями, они привязываются к своим воздушным замкамъ, как безнадежный больной привязывается к своему доктору. Одного из таких людей вывел г. Достоевский в своей повести, которая, по-моему, выше "Голядкина", выше "Слабаго Сердца", не говоря уже о "Хозяйке" и некоторых других произведенияхъ, темных, многословных и скучноватых. Передавать содержание "Белых Ночей" я не стану, потому-что голое событие, лишенное подробностей, не передаст приятнаго впечатления, оставшагося во мне по прочтении повести. 






Не смотря на все ея достоинство, повесть "Белыя Ночи" читается не совсем легко. Причину я прямо отношу к поспешности, с которой была она написана и следы которой попадаются на каждой странице. Поспешность не вредит повестям, в которых действующия лица одарены характерами резкими и эффектными; но характеры, подобные мечтателю г. Достоевскаго, требуют строгой и продолжительной обдуманности. Их нельзя создавать с-плеча, как бы ни были удачно схвачены две-три черты, их обрисовывающия, как бы ни были длинны и многословны отступления, поясняющия психологическую сторону этих героев. Тут надобен труд упорный и постепенный, анализ неотступный и медленный.

Мечтатель "Белых Ночей" лицо бледное, почти непонятное, поставленное вне места и времени. Скажут, что он и должен быть непонятным; я не соглашаюсь с этим. Пусть он сам себя не понимает, пусть он плавает, сколько угодно, в океане неопределенных мечтаний, но чтобы читатель понимал его, чтоб читатель знал какия это мечтания? молод ли герой повести? как его имя? какия его понятия и привязанности? потому-что, не смотря на уверения автора, я не поверю, чтоб привязанности его героя сосредоточивались на домах около Фонтанки, на "господах почтенной наружности, нанимающих извощика", на "рое восторженных грез, то грациозных и нежных, то бурных и пламенных, то сладко грустных или томительно радостных..." Да ради-Бога, какия же это грезы? из каких данных оне почерпнуты? кто не знаетъ, что грезы самаго фантастическаго мечтателя носят начало свое в действительности, как повесть самаго туманнаго романиста должна происходить на земле, между людьми, потому-что ей более негде происходить?

Ежелиб личность мечтателя "Белых Ночей" была яснее обозначена, еслиб порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла..."
(Для удобства читателей в тексте заменена буквы "ѣ" на "е", пунктуация и орфография оригинала сохранены).


Рецензия С. С. Дудышкина

Журнал "Отечественные записки", 1949 год.

"Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить
характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце (...) в „Белых ночах” автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно".




Отзыв Н. А. Добролюбова

Статья «Забитые люди», 1861 год.

"Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только (...). Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!".


Отзыв A. A. Григорьева 

Статья "И. С. Тургенев и его деятельность". 1859 год.

"... болезненная поэзия, разлитая истинным поэтом сентиментального натурализма в "Белых ночах...".


Рецензия Н. К. Михайловского

Статья "Жестокий талант". 1882 год.

"... чувство меры <...> У Достоевского это чувство было чрезвычайно слабо. Талант -- чрезвычайно неровный: он то потухал до совершенной бесцветности и томительной скуки, то разгорался сильным и ярким огнем, но никогда не знал меры.

<... > двух-трех мелких рассказов ("Белые ночи", "Маленький герой", "Кроткая"), вполне законченных в смысле гармонии и пропорциональности...".


Это была критика и отзывы литераторов на повесть "Белые ночи" Достоевского. Читайте онлайн другие материалы по повести "Белые ночи", а также другим произведениям Достоевского.

Комментариев нет: