Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев




Образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера

prestuplenie-i-nakazanie-lebezjatnikov
Господин Лебезятников является одним из второстепенных персонажей романа "Преступление и наказание" Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по "Преступлению и наказанию"






Образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера


Андрей Семенович Лебезятников - молодой человек, друг и подопечный господина Лужина:
"...в квартире одного моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова..." 
"Я был когда-то опекуном его…"  (Лужин о себе)
Господин Лебезятников служит чиновником в министерстве:
"...Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве..."
О внешности Лебезятникова известно следующее:
"...Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза." 
"...проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками..."
"...Вам померещилось… на подслепые глаза..."
"Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату."
Лебезятников - довольно мягкий, но самоуверенный и заносчивый человек:
"Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно."
Лебезятников - очень милый молодой человек, по мнению Лужина:
"...очень милый молодой человек… и следящий…"
Лебезятников - очень добренький молодой человек:
"...Лебезятников, несмотря даже на то, что был очень добренький, тоже начинал отчасти не терпеть своего сожителя и бывшего опекуна Петра Петровича....№
"...добренький Андрей Семенович, опять почувствовав усиленное расположение к Петру Петровичу..." 
Господин Лебезятников - образованный, просвещенный человек, по его собственному мнению. При этом он не владеет никаким иностранным языком:
"...я, такой просвещенный человек..."

"...не зная, впрочем, никакого другого языка..."
Андрей Семенович Лебезятников - простоватый человек:
"Как ни был простоват Андрей Семенович...." 
Господин Лебезятников - пошленький, глуповатый человек:
"Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат."
"...Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса..."
Лебезятников - небогатый человек, в которого почти никогда не бывает денег:
"Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег..."
Господин Лебезятников - ничтожный человек:
"...напомнив ему его ничтожество..."
Лебезятников - подлый льстец и скверный мерзавец, по мнению Катерины Ивановны:
"...я не принадлежу к вашим подлым льстецам, как господин Лебезятников, который смеется теперь за дверью..." 
"...этот скверный мерзавец Лебезятников..." 
Лебезятников не умеет хорошо объясняться по-русски и является плохим оратором:
"Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка), так что он весь, как-то разом, истощился, даже как будто похудел после своего адвокатского подвига."



Господин Лебезятников является сторонником "прогресса" и следит за "новыми мыслями". Он стал "прогрессистом" и "обличителем", потому что это модно среди молодежи:
"...слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках..."  
"... Вот эти‑то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки... существуют, особенно в Петербурге, какие‑то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч..."
"...господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями..."
"Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат."
"... «гуманный» Андрей Семенович...у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного..." 
Лебезятников считает себя пропагандистом прогрессивных идей. Однако на деле у него плохо получается пропагандировать и "закидывать идеи". Он не способен быть обличителем и оратором:
"...Совсем не наплевать, а протестовать. Я с полезною целью. Я могу косвенно способствовать развитию и пропаганде. Всякий человек обязан развивать и пропагандировать и, может быть, чем резче, тем лучше. Я могу закинуть идею, зерно… Из этого зерна вырастет факт..." 
"...мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем!" 
Лебезятников любит говорить о создании в обществе особой "коммуны":
"...Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны»..."
Господин Лебезятников выступает за трезвый образ жизни. Это является частью его убеждений:
"...Я и водки совсем никогда не пью, потому что это не в моих убеждениях!..." 
Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно."
Лебезятников старается казаться "независимым" и "протестующим" человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга Лужина:
"...Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу..."
Господин Лебезятников придерживается вольнодумных и безбожных социальных идей, по мнению Лужина:
"...я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные социальные предложения, вот что-с!" 
Господин Лебезятников пропагандирует свои "модные идеи" среди соседей по дому, надеясь возбудить в них протест. Так например, он дает читать свои "прогрессивные" книги Соне Мармеладовой и другим соседям:
"...уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку...Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе."
"Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им "Общий вывод положительного метода" и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера)..." 
Глуповатый Лебезятников очень непоследователен в своих вглядах. Когда Соня Мармеладова начинает заниматься "непристойным ремеслом", Лебезятников, судя по всему, пристает к ней ("добивается от Сонечки"). Однако девушка отказывает ему.

Тогда Лебезятников "входит в амбицию" и требует выселить Соню из дома за "непристойное поведение". Под давлением хозяйки квартиры и Лебезятникова Соня переселяется в другое место:
"...да и господин Лебезятников... гм... Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: "Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?"  
"И совсем я не подбивался к Софье Семеновне! Я просто-запросто развивал ее, совершенно бескорыстно, стараясь возбудить в ней протест… Мне только протест и был нужен..."
Теперь, когда Соня живет в другом месте, Лебезятников продолжает с ней общаться и даже заявляет, что уважает ее за неприличное ремесло:
"Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!"
"...но теперь, теперь по крайней мере, уж конечно, никто и никогда не обращался с ней более вежливо и учтиво, чем я, более с уважением к ее достоинству… я жду и надеюсь — и только!"  
Лебезятников считает, что любая работа, как например, чистка помойных ям, более полезна, чем деятельность Пушкина или Рафаэля:
"Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!" 
"...Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — всё это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Всё, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте как вам угодно, а это так!" 
Лебезятников выступает против законного брака, который, по его мнению, лишает человека свободы. Он также выступает за свободные отношения в браке, когда у супругов есть увлечения на стороне:
"...к чему вам непременно этот брак, этот законный брак...? К чему вам непременно эта законность в браке?...я рад, рад, что он не удался, что вы свободны, что вы не совсем еще погибли для человечества, рад… " (Лебезятников о браке Лужина)

"...Какие рога? Зачем рога? Какой вздор! Напротив, в гражданском-то браке их и не будет! Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны…Вы смеетесь? Это потому, что вы не в силах оторваться от предрассудков!"
"...я иногда мечтаю, что если бы меня выдали замуж, тьфу! если б я женился (по гражданскому ли, по законному ли, всё равно), я бы, кажется, сам привел к жене любовника, если б она долго его не заводила..."
Господин Лебезятников считает, что частная благотворительность не способна помочь обществу. Другими словами, он против того, чтобы богатые люди напрямую помогали нищим деньгами:
"...зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?" 
За месяц до событий, описанных в романе, между Лебезятниковым и Катериной Ивановной произошел конфликт. Не стерпев грубости, Катерина Ивановна кинулась на Лебезятников, а тот якобы в целях защиты отпихнул ее. По словам же господина Мармеладова, Лебезятников все-таки избил Катерину Ивановну:
"...месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников..."  
"...господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла..." 
Сам Лебезятников оправдывает свою драку с Катериной Ивановной своими "прогрессивным взглядами". Он утверждает, что мужчина и женщина должны быть равны в драке. При этом он не очень тверд в своей позиции, поэтому постоянно трусит при упоминании об этой драке:
"...Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул."
"...я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство."
"...Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории..."
Кроме того, Лебезятников считает, что в будущем "идеальном обществе" вообще не должно быть драк:
"...потому что драки и быть не должно, и что случаи драки в будущем обществе немыслимы…и что странно, конечно, искать равенства в драке. Я не так глуп… хотя драка, впрочем, и есть… то есть после не будет, а теперь-то вот еще есть…" 
Лебезятников считает, что сострадание не должно иметь место в обществе. Однако и в этом случае он оказывается непоследователен во взглядах. Лебезятников все-таки проявляет некоторое сострадание к Соне, когда на нее клевещет Лужин и когда умирает ее мачеха Катерина Ивановна:
"Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия."
"...после своего адвокатского подвига." (Лебезятников выступает "адвокатом" Сони, когда на нее клевещет Лужин)
Очевидно, идеи глупого Лебезятникова часто расходятся с его поступками. И конечно, такого человека нельзя воспринимать всерьез и считать цельной личностью. Именно поэтому Лужин не без основания называет Лебезятникова просто "дураком", которому стоит "вылечить ум":
"...теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза." 

Это был цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героя.

Комментариев нет: